Это интересно

« Назад

Комментарий к Указу Президента Республики Казахстан от 06 мая 2016 года №248 «О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства»  20.05.2016 20:07

Довольно резко подскочил в Казахстане градус страстей по поводу поправок в Земельный кодекс Республики Казахстан, направленных на либерализацию оборота и использования земли. Имеется в виду, в первую очередь, Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» от 02 ноября 2015 года № 389-V. Согласно статье 2 названного закона он вводится в действие с 1 июля 2016 года. Но события апреля-мая 2016 года показали, что среди значительной части граждан эти поправки оказались непопулярны, что привело к акциям протеста. В связи с этим Главой государства был подписан Указ от 06 мая 2016 года №248 «О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства». Сам текст указа можно прочитать, например, здесь. Согласно пункту 1 данного указа сроком до 31 декабря 2016 года вводится мораторий на:

1) применение норм Закона Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан»;

2) предоставление иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, права временного землепользования на условиях аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения;

3) предоставление права частной собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, физическим и юридическим лицам.

Насколько разумны те нормы, которые включены в Земельный кодекс законом от 02 ноября 2015 года, насколько целесообразно приостановление их действия, это тема для отдельного разговора. В данной же статье речь пойдет о том, насколько юридически корректно приостановление действия закона указом Президента. По моему мнению, совершенно некорректно. Попробую обосновать.

Давайте повнимательнее почитаем вышеупомянутый Указ Президента от 06 мая 2016 года №248 «О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства». В преамбуле этого Указа говорится о том, что он выносится в соответствии со статьей 40, подпунктом 3) статьи 44 Конституции Республики Казахстан.

Обратимся к данным нормам. Статья 40 Конституции гласит:

«1. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

2. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

3. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом».

Как видим, в статье 40 ничего про полномочие Президента на издание Указа приостанавливающего действие Закона не говорится. Между тем, очевидно, что такое полномочие как приостановка действия закона должно быть прямо предусмотрено, а не выводиться из более абстрактных и пространных норм про «определение внутренней и внешней политики» или «обеспечение согласованного функционирования всех ветвей государственной власти».

Теперь почитаем подпункт 3 статьи 44 Конституции. Там говорится, что Президент Республики Казахстан:

после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента, вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра Республики;

с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности;

по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики;

назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства;

принимает присягу членов Правительства;

председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;

поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента;

отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы.

Как видим, и в подпункте 3 статьи 44 Конституции также ничего не говорится о полномочиях Президента приостанавливать действие законов посредством Указа о моратории на их применение.

Таким образом, ссылка в преамбуле Указа от 06 мая 2016 года №248 на статью 40 и подпункт 3 статьи 44 Конституции представляется необоснованной.

Но может все-таки полномочие Главы государства на введение моратория на применение норм закона предусмотрено в каких-то иных нормах конституционного права, а в преамбуле Указа №248 просто допущена ошибка?

Надо признать, что в Конституции РК все-таки есть случаи, когда Президент вправе издавать Указы, имеющие силу закона. Такие случаи предусмотрены в пункте 2 статьи 45 Конституции РК. Согласно данной норме «В случае, предусмотренном подпунктом 4) статьи 53 Конституции, Президент Республики издает законы, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Конституции, - указы, имеющие силу законов Республики». В подпункте 4 статьи 53 Конституции говорится о решении вопросов войны и мира. В подпункте 2 статьи 61 Конституции говорится о праве Президента объявить рассмотрение Парламентом проекта закона срочным: в этом случае Президент вправе издать указ, который действует до принятия Парламентом соответствующего закона в установленном Конституцией порядке. Однако, как нам известно, законодательной инициативы в Парламенте от каких-либо субъектов, имеющих право на её внесение, в том числе и от Президента, по поводу переноса срока вступления в силу Закона «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» от 02 ноября 2015 года №389-V с 01 июля 2016 года на 31 декабря 2016 не было, а тем более, не было обращений со стороны Главы государства к Парламенту об объявлении рассмотрения данной законодательной инициативы срочной. Поэтому пункт 2 статьи 61 Конституции также, в качестве правовой основы для Указа от 06 мая 2016 года №248 не подходит.

Помимо этого в пункте 3 статьи 53 Конституции есть норма, согласно которой Парламент на совместном заседании Палат: двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года. Однако, как нам известно, никакого решения Парламента о делегировании Президенту законодательных полномочий не было.

Не лишним будет упомянуть, что в развитие норм Конституции, определяющих статус и полномочия Президента, принят Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года N 2733. Однако и в тексте данного закона никаких норм вводящих институт моратория на применение законов нет. Вообще ни в Конституции, ни в Конституционном законе «О Президенте Республики Казахстан» слово «мораторий» не встречается ни разу.

Из изложенного явствует, что Указ Президента от 06 мая 2016 года №248 юридически некорректен. Единственным юридически корректным способом приостановки применения норм Земельного кодекса в редакции Закона от 02 ноября 2015 года №389-V является издание соответствующего Закона. В противном случае, нам гарантированы проблемы в правоприменительной практике.