Это интересно

« Назад

Транспортная карта «Оңай» в Алматы. Вопросы административной ответственности.  11.06.2016 12:16

Всем привет.

Как известно, в настоящее время проезд в общественном транспорте города Алматы оплачивается через систему электронного билетирования «Онай». И чем больше работает эта система, тем больше вопросов её работа вызывает у жителей города Алма-Ата. В том числе и вопросов юридического характера. Так 19 мая 2016 года состоялось решение Суда №2 Ауэзовского района города Алматы по иску гражданина Усипбекова Марата Жакипбековича к ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» о признании действий неправомерными и обязывании принимать оплату наличными прямо в транспорте. Суд в удовлетворении иска отказал. По сообщениям СМИ заявитель собирается обжаловать решение в апелляционную коллегию суда города Алматы. Посмотрим, что получится.

Мне бы хотелось раскрыть такую сторону функционирования системы «Onay» как привлечение к административной ответственности за безбилетный проезд и способам защиты своих прав, к которым могут прибегнуть те, кого пытаются привлечь к такой ответственности.

Итак, начнем с того, что сама административная ответственность за безбилетный проезд предусмотрена в части 2 статьи 622 Кодекса РК Об административных правонарушениях, согласно которой Уклонение от оплаты за проезд на общественном транспорте влечет штраф в размере двух месячных расчетных показателей. По состоянию на 2016 год это 4 242 тенге. Давайте разберемся с механизмом привлечения к ответственности по данной норме.

Во-первых, кто наделён правом привлекать к административной ответственности за безбилетный проезд. Перечень органов уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях определён в главе 36 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушения РК (КРКоАП). Согласно статье 685 данной главы правонарушение, предусмотренное в части 2 статьи 622 относится к подведомственности органов внутренних дел (полиции). При этом нужно четко понимать, какие именно должностные лица органов внутренних дел вправе рассматривать административные дела, отнесённые к подведомственности полиции. Перечень таких должностных лиц, с указанием статей кодекса, по которым они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел, приведён в части 2 статьи 685 КРКоАП. Согласно подпункту 1 части 2 статьи 685 КРКоАП начальники органов внутренних дел, местной полицейской службы и их заместители вправе рассматривать дела по всем статьям КРКоАП, отнесенным к подведомственности органов внутренних дел. Вот только представить себе начальника Ауэзовского или Бостандыкского УВД или даже их замов рассматривающими дела о безбилетном проезде в автобусе и выносящими постановления о привлечении к ответственности достаточно сложно. Для этого в пунктах со 2 по 9 части 2 статьи 685 КРКоАП предусмотрена компетенция ряда должностных лиц органов внутренних дел более низкого уровня на рассмотрение дел отнесённых к компетенции полиции. Однако в этих подпунктах… никто из них на рассмотрение дела по части 2 статьи 622 КРКоАП о безбилетном проезде не уполномочен. Тогда получается, что дело о каждом безбилетнике в автобусе/троллейбусе обязан рассматривать лично начальник районного УВД или, как минимум, его зам? Именно так и получается. Так что если вас пытается оштрафовать полицейский занимающий должность ниже замначальника УВД административного района, то это незаконно и является превышением должностных полномочий с его стороны.

Причем нужно помнить, что не каждый начальник и замначальника районного УВД вправе привлечь вас к административной ответственности за безбилетный проезд. Дело в том, что в статье 812 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях установлены специальные правила, касающиеся места производства по делу об административном правонарушении. Так вот согласно данной норме дело о безбилетном проезде в общественном транспорте может рассматриваться: 1) по месту его совершения; 2) по месту учета транспортного средства, на котором имел место безбилетный проезд; 3) по месту жительства гражданина, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Если вас пытаются оштрафовать за безбилетный проезд, обязательно обратите внимание на все три перечисленных критерия. Например, если ваш безбилетный проезд был обнаружен в Ауэзовском районе Алматы, автобус, на котором вы ехали, стоит на учете в Каскеленском районе Алматинской области, вы сами прописаны по месту жительства в Турксибском районе Алматы, то начальник Медеуского районного УВД привлекать вас к ответственности по части 2 статьи 622 КРКоАП за безбилетный проезд не вправе.

Теперь перейдем к такому аспекту, как составление протокола об административном правонарушении.

Первое что нужно отметить, это то, что составление протокола по части 2 статьи 622 КРКоАП обязательно. Случаи, когда производство по административному делу возможно без составления протокола перечислены в части 1 статьи 807 КРКоАП и ни под один из них привлечение к административной ответственности за безбилетный проезд не подходит.

Во-вторых, говоря о протоколе, нужно упомянуть о том, кто его вправе составлять. Согласно части 3 статьи 804 КРКоАП данный протокол вправе составлять уполномоченное должностное лицо органа внутренних дел. А какое это должностное лицо, не забыли? Правильно, начальник или заместитель начальника управления внутренних дел, не ниже. Составление протокола неуполномоченным на то лицом делает последующее вынесение постановления по делу об административном правонарушении на основании такого протокола неправомерным.

Нужно упомянуть ещё и о таком существенном моменте, как применение при производстве по делу о безбилетном проезде мер обеспечения производства по делу, таких как  доставление к месту составления протокола об административном правонарушении; административное задержание физического лица и привод. Такие меры по отношению к гражданину вправе применять только сотрудники органа внутренних дел.

Отдельно стоит упомянуть о контролерах, осуществляющих проверку оплаты проезда на маршрутах общественного транспорта. По большому счету эти лица вообще полномочий никаких не имеют. Ни на взимание штрафа, ни на составление протокола, ни на доставление вас в орган внутренних дел, ни на, только не смейтесь, проверку наличия у вас проездного документа. Почему? Об этом поговорим в отдельной статье.